Главная страница Карта сайта
Школа спортивной
и художественной
гимнастики
Новости
Сведения об организации
История школы
Тренеры
Спортсмены
Услуги населению
Мероприятия
Новости
Фотоальбомы

Дворец спорта

→ Спортивные залы
→ Документы
→ Гостиница
→ Бассейны
→ Гости
→ Контакты
→ Кафе

Сергей Старкин: Подготовка титулованного спортсмена — как лотерея

26 января, 09:36

Детство в спортзале

У цирковых артистов есть выражение «родился в опилках». Как сказать про Старкина? Родился в гимнастическом зале?

— Профессия передалась мне по наследству от родителей — Валерия Георгиевича и Галины Петровны, — рассказывает Сергей. — Они всегда брали меня с собой на работу, поскольку дома не с кем было оставить. Так что не начать заниматься гимнастикой я в принципе не мог. Но, видимо, призвание мое в этом и заключалось, потому что ни разу в жизни я не раскаялся, не пожалел о выбранном пути.

Беседовали мы во время одной из тренировок Мустафиной в Пензе. Спортсменка отрабатывала элементы, тренернаблюдал за процессом и рассказывал о себе.

После школы — пензенский педагогический институт, факультет физического воспитания. Там Сергей Валерьевич получил базовые знания педагога-физкультурника. А уже специфику конкретного вида спорта изучал самостоятельно, отец помогал и советом, и примером.

Сергей не ставил амбициозных целей, он и предположить не мог, что через несколько лет будет тренировать спортсменов, которые станут олимпийскими призерами и прославят Пензенскую область на весь мир.

— Подготовка титулованного спортсмена — как лотерея: один шанс на миллион. К сожалению многих, такой процесс нельзя поставить на поток. Это чем-то похоже на добычу золота: чтобы получить крупицы, нужно долго промывать песок. В первую очередь талантливого воспитанника нужно найти. Таких мальчишек и девчонок много, а медалистами становятся единицы. На их подготовку работает целая система специалистов и школ. Итоговая победа — результат не двоих человек — тренера и спортсмена, а всей цепочки, — считает Старкин.

В основе — психология

Успешный тренер должен быть и хорошим психологом, ведь именно психология — едва ли не важнейший фактор победы. На серьезных соревнованиях все участники имеют хорошую подготовку. Выдержка, крепкие нервы выходят на первое место. Наставник должен подготовить воспитанника так, чтобы тот побеждал не соперника, а собственные слабости.

Но далеко не каждые соревнования завершаются успехом. В моменты поражений, когда что-то не получается, важно собраться и не раскиснуть. В эти минуты тренер со спортсменом помогают друг другу воспрянуть духом, ведь они — команда. Важно не уйти в себя. А помогают задушевные разговоры.

— Мы все прекрасно понимаем, что наша конечная цель — получить медаль. Но если ее не будет, небо же не упадет на землю, верно. Мы не роботы и не можем постоянно занимать первые места. Зацикливаться на поражении до депрессии неправильно. Если ты падаешь, нужно всегда подниматься — тогда сделаешь шаг вперед. А иначе останешься на месте, — рассуждает Сергей.

«Невидимая» работа

Конечно, найти общий язык с подопечными непросто. Как правило, талантливые люди обладают сложными характерами. Это касается и Аблязина с Мустафиной. Но Старкин ко всему готов.

— У любого из нас характер не сахар, есть свои плюсы и минусы. Где-то приходится идти на уступки, а со временем работа напоминает отношения партнеров, а не руководителя и подчиненного. Никто не ставит себя выше другого. Это основа, — с уверенностью говорит он.

Тем не менее бытует мнение, что профессия тренера неблагодарная. Все лавры достаются исполнителю…

— Я бы не сказал, что тренер находится в тени, — возражает мой собеседник. — Конечно, имена спортсменов больше на слуху, но это объяснимо: они всегда на помосте, под прицелом камер, а тренер — за кадром. Я считаю справедливым, что основное внимание приковано именно к спортсменам. Что касается определения «неблагодарная» — тут имеется в виду итоговый результат. Все работают ради больших побед, но достигают их единицы. Но это не значит, что остальные — плохие специалисты.

Как я уже говорил, для этого нужно слишком много совпадений. Яркий пример — Денис. До него в таком количестве медали Олимпиады завоевывал Алексей Немов. Он родился в 1976 году, а Денис — в 1992-м. Понимаете, как редко появляются спортсмены подобного уровня? Но ведь в этом промежутке времени в стране работало огромное количество тренеров. И все они вкладывали в своих воспитанников душу.

КСТАТИ
Что нужно сделать, чтобы стать тренером? Прежде всего, получить высшее спортивное образование (тренерская специальность желательна, но не обязательна). В Пензе это можно сделать в Институте физической культуры и спорта ПГУ.

Затем нужно подтверждение квалификации. Тут у каждого вида спорта свои требования, утвержденные всероссийской федерацией. В основном это лицензия или сертификат, срок действия которого варьируется в зависимости от вида спорта.

Прямая речь
Как пришли в профессию другие представители пензенской тренерской школы

Алексей Ваулин, наставник молодежного ХК «Дизелист»:
— Будучи игроком, я внимательно слушал своих тренеров, где-то даже конспектировал. Ближе к закату карьеры мне предложили стать помощником Юрия Сергеевича Воробьева во второй команде «Дизеля». Решил попробовать. Несколько лет проработал в «Дизеле-2», время от времени исполняя обязанности главного. Потом возглавил детскую команду 1998 г.р.,
а с 2015-го стал руководить «Дизелистом» в МХЛ-Б.

Андрей Бекетов, старший тренер по юниорскому составу сборной России по прыжкам в воду:
— Моя история мало отличается от большинства. С шести лет я занимался прыжками в воду, и было логично после школы поступить на факультет физического воспитания. Уже на третьем курсе начал помогать другим тренерам, а затем и сам стал наставником. Сейчас в мои обязанности входит просмотр прыгунов-юниоров на различных соревнованиях, а также оценка их перспектив.

просмотров: 100

© ГАУ ДО ПО «СШОР по гимнастике им. Н.А Лавровой»